Том 52
Дневники и записные книжки, 1891—1894
Diaries and Notes, 1891—1894
-
Записи Толстого об искусстве в Дневниках 1891—1894 гг. имеют большое значение для характеристики эстетических взглядов писателя. Пережитый на рубеже 80-х годов идейный перелом привел Толстого к новому осмыслению роли искусства в современном ему обществе.
-
-
Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого в 90 томах. Государственное издательство «Художественная литература», 1928-1958.
Серия вторая «Дневники». Том 52, Москва, 1952. -
Collected Works of L. N. Tolstoy in 90 vols. Moskva; Leningrad: Khudozhestvennaia Literatura, 1928-1958.
Ser.2: «Diaries». Vol.52. Moskva, 1952.
-
Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого в 90 томах. Государственное издательство «Художественная литература», 1928-1958.
- Отзывов пока нет
Первой его реакцией во время резких «расчетов с самим собой» было отречение от собственного художественного наследия и полное отрицание современного искусства как ненужного и даже вредного для народа. «Пока я не жил своею жизнью, а чужая жизнь несла меня на своих волнах, — писал Толстой в «Исповеди» — ...отражения жизни всякого рода в поэзии и искусствах доставляли мне радость. Мне весело было смотреть на жизнь в это зеркальце искусства; но когда я стал отыскивать смысл жизни, когда я почувствовал необходимость самому жить, зеркальце это стало мне или не нужно, излишне и смешно, или мучительно».
Переосмысливая под этим углом зрения свою почти тридцатилетнюю художественную деятельность, Толстой пришел к выводу, что в ней «не было ничего высокого» и что вся теория искусств, которой он служил, была — на деле — «большой, огромный соблазн, то есть обман, скрывающий от людей благо и вводящий их в зло».
Л.Н. Толстой рядом со своими скульптурным портретом работы И.Е. Репина. 1891 г. Ясная Поляна.Фотография Е.С. Томашевича.