Сергей Львович Толстой

Сергей Львович Толстой

Граф Сергей Львович Толстой (28 июня 1863, Ясная Поляна — 23 декабря 1947, Москва, погребен на Введенском кл.), композитор, музыковед, мемуарист; владелец с. Никольского-Вяземского Чернского уезда Тульской губернии. Жена: 1) с 9 июля 1895 г. Мария Константиновна Рачинская (29 сентября 1865-2 июля 1900, Англия, погребена в с. Татево Бельского у. Смоленской губ., ныне Оленинского р-на Тверской обл.), дочь Константина Александровича Рачинского и Марии Александровны Дараган. 2) с 30 июня 1906 г. графиня Мария Николаевна Зубова (5 августа 1868-22 июня 1939, Москва, погребена на Введенском кл.), дочь графа Николая Николаевича Зубова и графини Александры Васильевны Олсуфьевой.

Дети: 1) Граф Сергей Сергеевич Толстой (24 августа 1897, Англия — 18 сентября 1974, Москва, погребен на Введенском кл.), кандидат педагогических наук, профессор кафедры английского языка Института международных отношений МИД СССР; мемуарист. Жена: 1) с 1918 г. Мария Александровна Кражановская (1898—1919); 2) с 2 мая 1927 г. Вера Хрисанфовна Абрикосова (27 марта 1906 — 29 апреля 1957, Москва, погребена на Введенском кл.), дочь Хрисанфа Николаевича Абрикосова и княжны Натальи Леонидовны Оболенской; 3) с 29 июля 1966 г. Раиса Васильевна Чучкова (р. 1922); разведены 14 марта 1972 г.

I

Еще в конце 1940-х годов многие посетители Ясной Поляны могли встретить в парке или в залах музея человека, удивительно похожего на Льва Толстого. Это был его старший сын Сергей Львович, ежегодно проводивший летние месяцы в яснополянской усадьбе.

Имя его, как автора мемуаров «Очерки былого» и многочисленных работ о Толстом, а также талантливого композитора, известно в нашей стране и за рубежом.

Сергей Львович родился в Ясной Поляне 28 июня 1863 года. Первоначальное образование получил дома под руководством своих родителей и приглашенных учителей, как русских, так и иностранных. Он любил вспоминать, что его первым учителем и человеком, оказавшим на него огромное влияние, был отец.

Л. Н. Толстой внимательно и серьезно следил за формированием характера своего первенца, с удовлетворением замечая в нем черты сходства со своим старшим любимым братом Николаем Николаевичем. В письме к А. А. Толстой, давая характеристику своим детям, Толстой писал о Сергее: «Все говорят, что он похож на моего старшего брата. Я боюсь верить. Это слишком бы было хорошо. Главная черта брата была не эгоизм и не самоотвержен[ие], а строгая середина. Он не жертвовал собой никому, но никогда никому не только не повредил, но не помешал. Он и радовался и страдал в себе одном. Сережа умен — математический ум и чуток к искусству, учится прекрасно…»1.

На Сергея Львовича также оказал большое влияние учитель из народников В. И. Алексеев, у которого он «многому и многому хорошему научился» и был ему «вечно благодарен».

Выдержав экзамены на аттестат зрелости в Тульской гимназии, осенью 1881 г. Сергей Львович поступает в Московский университет на физико-математический факультет, отделение естественных наук, где по преимуществу занимается химией. В 1886 г. оканчивает университет со званием кандидата и пишет по рекомендации и под руководством известного профессора В. В. Марковникова кандидатскую работу о тяжелых нефтяных маслах. Среди профессоров Московского университета, лекции которых слушал Сергей Львович, были К. А. Тимирязев, А. П. Богданов, Н. Ю. Зограф, С. А. Усов и другие.

Параллельно с занятиями в университете он совершенствовал свое музыкальное образование. Еще до переезда семьи Толстых в 1881 г. из Ясной Поляны в Москву Сергей Львович учился игре на фортепиано сперва у своей матери, давшей ему первоначальные сведения о музыке, а затем у Александра Григорьевича Мичурина, считавшегося лучшим учителем музыки в Туле. С переездом же семьи в Москву Л. Н. Толстой приглашает для сына давать уроки музыки одного из ближайших друзей П. И. Чайковского, профессора Московской консерватории Николая Дмитриевича Кашкина. Впоследствии С. Л. Толстой говорил о нем: «Воспитательное значение Николая Дмитриевича, как музыканта, очень велико. Ученики его, к которым имею счастье принадлежать и я, должны быть ему благодарны за то, что он указал им настоящий путь к уразумению музыки»2.

В эти же годы С. Л. Толстой занимается и у известного исследователя русской народной песни В. П. Прокунина, изучая теорию музыки, гармонию и особенности русской песни.

Студенческие годы (1881—1886) были годами формирования мировоззрения Сергея Львовича. Они совпали с годами глухой реакция и с тем периодом, когда в жизни его отца произошел перелом, изменивший всю последующую его жизнь. По признанию самого Сергея Львовича, он в это время «мало сочувствовал новому мировоззрению отца и часто противоречил ему. Я не сочувствовал требованию отца изменить нашу, в частности мою, жизнь, не соглашался с его нападками на науку, университет и профессоров и с его проповедью «непротивления злу»3.

Сергея Львовича интересовали естественные науки, увлекало чтение произведений революционных демократов, привлекали студенческие сходки, и он сочувственно относился к революционному движению. В то же время, по его словам, в продолжение всей студенческой жизни он «метался из стороны в сторону: от светского общества к обществу радикальной интеллигенции, от христианских воззрений отца к атеистическим научным взглядам, от упрощения-жизни к удовольствиям — вечерам у знакомых, ресторанам, поездкам к цыганам и т. п.». Он часто вступал в горячие споры с отцом. В дневниках Толстого есть ряд записей с резкими осуждениями и упреками в адрес сына. Однако 21 октября 1894 г. Толстой записал: «Дня три тому назад перечитывал свои дневники 84 года, и противно было на себя за свою недоброту и жестокость отзывов о Соне и Сереже. Пусть они знают, что я отрекаюсь от всего того недоброго, что я писал о них… Сережу понимаю и не имею к нему никакого иного чувства, кроме любви»4. С. А. Толстая так характеризовала в эти годы своего сына: «Мне часто жаль его, что он молодой, как бы от конфуза и некоторой неловкости совсем не ездит в свет, а что ему иногда и хочется веселья. Если б знал Сережа, с какой глубокой нежностью я часто смотрела на него, и как я его всегда горячо любила Я гордилась и его университетскими и его музыкальными успехами и любила его деликатную душу, часто скрываемую под какой-то внешней брюзгливостью и даже грубостью»5.

Вскоре после окончания университета в 1887 г. Сергей Львович поступает на службу в Тульское отделение крестьянского банка от земства, но, прослужив меньше года, оставляет службу в Туле. Летом 1888 г. он со своими приятелями по университету Д. А. Олсуфьевым, М Н. Орловым по совету Д. И. Менделеева и с его рекомендательными письмами посещает шахты и промышленные предприятия Донецкого края.

После двух лет (1888—1890), проведенных Сергеем Львовичем в Петербурге, где он служил делопроизводителем в Центральном управлении Крестьянского банка, он уезжает в Ясную Поляну, а затем в самарские имения, где по желанию матери занимается сельским хозяйством.

В сентябре 1890 г Сергей Львович вступает в должность земского начальника Чернского уезда, где находилось родовое имение Толстых Никольское-Вяземское. По раздельному акту между детьми Толстого, утвержденному 7 июля 1892 г, это имение переходит «в вечное владение» к старшему сыну…

Живя уединенно в Никольском-Вяземском, Сергей Львович ближе узнал тяжелую, полную нужды крестьянскую жизнь. Его интересовали быт, нравы, поверья простого народа и их устное творчество, песни. Он записывает со слов крестьян ряд рассказов из их быта «Лесное просо», «Паводок», «Суеверие», «Дело Пыркина» В последнем рассказе описана тяжелая сцена наказания розгами крестьянина за кражу у помещика кольев из изгороди. Рассказ был опубликован под псевдонимом С. Бродинский в майском номере журнала «Книжки недели» за 1894 г.6. Л. Н. Толстой «очень одобрил» рассказ и говорил, что «сечение вызывает более чувств» ужаса перед физической болью, а не перед унижением человека, и это жаль — действие ужасно сильно действует на читателя»7. Рассказ положил начало литературной деятельности С. Л. Толстого.

В июле 1895 г. Сергей Львович женился на Марии Константиновне Рачинской. Через два года у нее родился сын Сергей. Вскоре, заболев туберкулезом легких, она умерла 2 июля 1900 г.

Желая быть полезным своему отцу, Сергей Львович в 1898—1899 гг. принимает деятельное участие в переселении духоборов, преследуемых царским правительством. В начале сентября 1898 г. он уезжает в Англию, а затем в конце года сопровождает большую партию отъезжающих из России в Канаду духоборов.

«Спасибо тебе, милый Сережа, — писал Толстой сыну, — за твою готовность служить делу духоборов, и я знаю — и мне. Я очень ценю это и постоянно радуюсь, как вспомню о тебе»8.

В 1906 г. С. Л. Толстой женился на Марии Николаевне Зубовой, с которой и прожил по год ее смерти в 1939 г.

Л. Н. Толстой в последние дни своей жизни чувствовал в старшем сыне духовно близкого себе человека, и он был одним из немногих в семье, кто мог правильно понять уход Толстого из Ясной Поляны и всю сложность его переживаний. Сергей Львoвич написал по этому поводу письмо, в котором проявил полное понимание желания своего отца начать новую жизнь. В письмах, написанных Л. Н. Толстым после ухода из Ясной Поляны и за несколько дней до своей смерти, он обращается к старшим своим детям: «Благодарю вас очень, милые друзья — истинные друзья — Сережа и Таня, за ваше участие в моем горе и за ваши письма. Твое письмо, Сережа, мне было особенно радостно: коротко, ясно и содержательно и, главное, добро. Не могу не бояться всего и не могу освобождать себя от ответственности, но не осилил поступить иначе»9.

В другом письме из Астапова Толстой, вновь обращаясь к сыну, говорит: «Еще хотел прибавить тебе, Сережа, совет о том, чтобы ты подумал о своей жизни, о том, кто ты, что ты, в чем смысл человеческой жизни и как должен проживать ее всякий разумный человек. Те усвоенные тобой взгляды дарвинизма, эволюции и борьбы за существование не объяснят тебе смысла твоей жизни и не дадут руководства в поступках, а жизнь без объяснения ее значения и смысла и без вытекающего из него неизменного руководства есть жалкое существование. Подумай об этом. Любя тебя, вероятно накануне смерти, говорю это»10.

II

После смерти Л. Н. Толстого Сергей Львович большую часть своей долгой жизни, наряду с композиторской деятельностью, посвятил изучению и популяризации творческого наследия гениального отца.

В 1911 г. по инициативе группы частных лиц в Москве была открыта толстовская выставка, в организации и устройстве которой С. Л. Толстой принял деятельное участие; он безвозмездно передал выставке большую принадлежавшую ему коллекцию подлинных рукописных, иконографических материалов, относящихся к Толстому и его окружению. В том числе, им была передана гипсовая маска Л. Н. Толстого (оригинал), снятая в Астапове скульптором С. Д. Меркуровым. Выставка эта явилась основой будущего музея Л. Н. Толстого в Москве, которому Сергей Львович продолжал оказывать помощь и передал из своего архива все адресованные ему письма отца, его записную книжку и ряд других ценнейших документов.

В 1919 г. В. И. Ленин через В. Д. Бонч-Бруевича дал Сергею Львовичу за своей подписью удостоверение на право выехать из Москвы в Ясную Поляну к тяжело больной Софье Андреевне Толстой. После ее смерти в том же году он передает в дар Яснополянскому музею-усадьбе обширный архив своей матери, много семейных фотографий и ряд бытовых предметов, положивших основу к открытию комнаты С. А. Толстой в Яснополянском доме-музее.

Большой заслугой Сергея Львовича является забота о сохранении Ясной Поляны в том виде, в каком она была при жизни Л. Н. Толстого. Он был консультантом при восстановлении музея-усадьбы после гитлеровской оккупации.

С 1919 по 1931 г. С. Л. Толстой состоял председателем совета «Кооперативного товарищества изучения и распространения творений Л. Н. Толстого», члены которого много сделали для подготовки к печати художественных произведений писателя.

На протяжении многих лет Сергей Львович был деятельным сотрудником первого Полного собрания сочинений Л, Н. Толстого в 90 томах (Юбилейного)…

В печатных статьях Сергея Львовича, а также в отдельно изданных биографических работах «Федор Толстой — американец» (1926 г.), «Мать и дед Л. Н. Толстого» (1928 г.) все изучающие жизнь и творчество великого писателя находят богатый источник полезных и необходимых сведений. Только он один, близкий и правдивый свидетель жизни Толстого, мог сообщить одному ему известные семейные предания о прошлом Ясной Поляны и многие факты в таких своих работах, как «Отражение жизни в «Анне Карениной» (1938 г.), «История писания и первой постановки «Плодов просвещения» (1940 г.), «Ясная Поляна в жизни и творчестве Л. Н. Толстого» (1942 г.).

Ряд работ автор посвятил музыкальным, литературным интересам Толстого и его взаимоотношениям с писателями и композиторами, как, например: «Музыка в жизни Толстого» (1911 г.), «Толстой о поэзии Тютчева» (1912 г.), «Музыкальные произведения, любимые Л. Н. Толстым» (1912 г.), «Тургенев в Ясной Поляне» (1919 г.), «Л. Толстой и Чайковский, их знакомство и взаимоотношения» (1924 г.), «Квартет «Ключ» в романе «Война и мир» (1933 г.) и другие11.

Под редакцией С. Л. Толстого вышли четыре книги дневников С. А. Толстой. Четвертая книга содержит его предисловие, в котором правдиво описывается тяжелая семейная драма, пережита» его отцом в 1910 году.

Он также является одним из составителей первого путеводителя по Ясной Поляне, изданного еще в 1914 г.

Читателю широко известна последняя книга Сергея Львовича «Очерки былого», над которой автор работал более двадцати пяти лет, предварительно собирая и записывая в записных книжках суждения своего отца по различным вопросам, и от него и близких — семейные предания о прошлом Ясной Поляны, о ее обитателях. Эти воспоминания вышли уже посмертно в 1949 и 1956 гг. Они переведены на английский язык…

III

В лице С. Л. Толстого сочетались литературное и музыкальное дарования. Широко известны его труды как в области исследования народных песен разных национальностей, так и их гармонизация и обработка.

С конца 1890-х гг. Сергей Львович занимался музыкально-композиторской деятельностью. Его оригинальные (и, к сожалению, не все еще изданные) музыкальные произведения являются значительным вкладом в музыкальный фонд нашей культуры Из его музыкальных композиций в различные годы были опубликованы: «Двадцать семь шотландских песен», «Две бельгийские песни», «Индусские песни и танцы», многие романсы на слова русских поэтов: Пушкина, Тютчева, Фета, А. К. Толстого и других.

Сергеи Львович был и превосходный исполнитель, главным образом классической музыки. Л. Н. Толстой часто слушал игру на рояле своего сына и неизменно самым положительным образом высказывался о ней.

С первых лет Октябрьской революции Сергей Львович отдал много сил эстетическому воспитанию молодежи. Выступал с концертами и лекциями перед рабочей аудиторией в разных городах России. Одно время состоял председателем Комиссии по народному образованию при Обществе распространения технических знаний, заведовавшей курсами для рабочих (Пречистенскими курсами при фабрике Тилле). В 1928—1929 гг. преподавал музыкальную этнографию в Московской государственной консерватории, был научным сотрудником с 1921—1930 гг. Государственного института музыкальной науки. С 1922 г. являлся членом Союза советских композиторов. Советское правительство высоко оценило заслуги С. Л. Толстого, наградив его орденом Трудового Красного Знамени.

IV

Последние годы Сергея Львовича были весьма тяжелыми. В 80 лет он потерял ногу, с трудом передвигался на костылях, терял слух и зрение. Вместе с тем его жизнелюбие, энергия, любовь ко всему прекрасному облегчали его тяжелую судьбу, вливали в него душевные силы. У него было много друзей, к которым он неизменно относился с теплом и душевным расположением. За два года до смерти он продиктовал стихотворение, в котором есть такие строки:

Слабеет слух, слабеет зренье,
Хожу с трудом на костылях,
Но есть мне в жизни утешенье
В искусстве, книге и друзьях.

Каждый, кто впервые встречал С. Л. Толстого, неизменно испытывал глубокое чувство волнения Он не только был сыном великого писателя, но он был, особенно в старости, похож на него внешне, похож изумительной живостью своих рассказов. Казалось, будто являешься свидетелем чудесного перевоплощения.

Сергей Львович любил дружеские беседы, слушал музыку, играл в шахматы. Он был наделен живым юмором. Всесторонне образованный, с неиссякаемой работоспособностью, он до конца жизни сохранил острую наблюдательность и живой интерес ко всему современному. Он горячо любил Родину и ее великую культуру.

Вспоминаю, как летом 1944 г., узнав, что в Яснополянском парке, в отцовском кресле-коляске отдыхает старший сын Л. Н. Толстого, большая группа красноармейцев, приехавшая на экскурсию в музей-усадьбу, подходила к нему, отдавая ему честь, и многие целовали его руку. Сергей Львович был до слез растроган этим вниманием защитников родной земли.

С Л. Толстой скончался в ночь с 22 на 23 декабря 1947 г. от инсульта, проболев всего несколько дней. По его желанию, он погребен на Введенском кладбище в Москве, рядом с могилой его жены М. Н. Толстой.

Выступая на гражданской панихиде в музее Л. Н. Толстого у гроба покойного, К. А. Федин сказал: «Свет, освещавший труд, и личность Сергея Львовича, исходил не только из его богатых дарований. Этот свет был вместе с тем отблеском сияния, излученного гением человека, памяти которого посвящены эти стены. Сергей Львович впитал своею жизнью великую эпоху Льва Толстого… Он рос, слушая биение сердца человека, который был и остается гордостью России, славой человечества. Сергей Львович оставляет нам большое наследие. Его мемуарные сочинения будут важнейшим первоисточником наших познаний в биографии Льва Толстого. Он дал нам картину своего века, оживил окружение толстовской семьи, вдунул горячее дыхание в незабываемый и любимый нами образ Ясной Поляны…».

Ясная Поляна, 1964, май.

Н. Пузин


  1. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. (Юб.), т. 61, с. 333. В дальнейшем все ссылки на это издание.
  2. Цит. по рукописи С. Л. Толстого «Мои воспоминания о Н. Д. Кашкине» (архив Н. П. Пузина).
  3. Толстой С. Л. Очерки былого. М., ГИХЛ, 1956 с. 138.
  4. Л. Н. Толстой, т. 52, с. 148.
  5. С. А. Толстая. «Моя жизнь» (машинопись), с. 131 (музей-усадьба Ясная Поляна).
  6. В яснополянской библиотеке сохранился журнал с рассказом «Дело Пыркина». В нем имеется несколько пометок Л. Н. Толстого.
  7. Толстой С.Л. Очерки былого. М., ГИХЛ, 1956, с. 184.
  8. Л. Н. Толстой, т. 71, с. 439.
  9. Л. Н. Толстой, т. 82, с. 220.
  10. Там же, с. 223.
  11. Статья написана совместно с И. В. Ильинским с приложением нот «Ключ» («С тобой вдвоем» — для трех голосов с напева И. В Ильинского).