Умные игры. Обращаясь к Толстому…


Завершается 2023 год, объявленный президентом России Годом педагога и наставника. Смысл его, как отметил Владимир Путин, в том, чтобы привлечь внимание общества к труду людей, которые отдают свое время и силы детям, и рассказать о колоссальном вкладе, который вносили и вносят сегодня педагоги, наставники в успех и достижения всей страны.

Одним из самых известных русских учителей был великий писатель Лев Толстой, считавший педагогическую деятельность «прелестным» и «поэтическим» делом. Толстой, всерьез увлекшись педагогикой, основал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Первые уроки прошли осенью 1859 года, уже через год их посещало около полусотни учеников! Лев Толстой содействовал открытию школ по всей округе. Он пробовал различные методы преподавания, изучал народную литературу и особенности народной речи. Л.Н. Толстой переработал русские, персидские, арабские, немецкие сказки, басни Эзопа, былины, переписал их простым и понятным языком. Этот «труд многих лет» воплотился в «Азбуке», в «Новой Азбуке» и в четырех «Книгах для чтения». Кроме того, Толстой издавал педагогический журнал и писал теоретические статьи, посвященные вопросам воспитания и образования.

Изучив опыт Толстого-учителя, познакомившись с его педагогическими принципами и взяв их за основу, научные сотрудники Государственного музея Л.Н. Толстого разработали программу работы с детьми, которую успешно реализуют уже более тридцати лет. Сегодня они проводят тематические занятия для дошкольников и школьников 1 – 11 классов. О просветительской деятельности отдела музейной педагогики ГМТ рассказала заведующая отделом Наталия Костюковская.


выпускной бал


— С чего начиналась педагогика в музее Толстого?

— Сначала педагогика была нашим хобби: сложной, но приятной работой. Мы проводили в музее утренник «Толстой – детям», на котором рассказывали о Толстом – педагоге и показывали ребятам слайды по рассказам Льва Николаевича. Произошел прорыв, когда узнали об опыте учителей из Англии и Германии, которые устраивали театрализованные уроки с детьми. Наши коллеги, побывавшие на конференциях в этих странах, рассказывали, как интересно и необычно проходят такие занятия. Мы решили пойти по их стопам, но по-своему, с учетом традиций русской культуры. Первым театрализованным детским мероприятием в музее Толстого стал школьный бал в стиле 19 века. Реквизита почти не было, что-то приходилось делать своими руками… Главное, мы видели, как дети преображаются и раскрываются в необычной обстановке! Вдохновившись удачным экспериментом, мы стали развивать педагогическую деятельность музея, опираясь, в том числе и на опыт одного из основоположников музейной педагогики в России Елены Вансловой. Она организовала и провела первый семинар «Музей и подрастающее поколение», который проходил и в музее Толстого, собирая музейных педагогов со всей страны.


Сотрудники отдела музейной педагогики ГМТ Н.Б. Костюковская, Е.В. Бойцова, А.А. Андрусик (слева направо)


— Насколько важна для музея работа с детьми, а для детей — полезны занятия, которые проводит музей?

— Работа с детьми, приобщение их к традициям русской и мировой культуры и литературы — одно из приоритетных направлений в работе Государственного музея Л.Н. Толстого. Сохраняя основные формы (экскурсии и лекции), мы создаем новые культурно-образовательные программы. Педагоги музея проводят интерактивные групповые экскурсии и театрализованные занятия, основанные на принципах толстовской педагогики. Один из них заключается в том, что  «дидактика должна скрываться за занимательностью формы», то есть учитель не должен быть слишком назидательным. Толстой подчеркивал важность творческого начала в процессе образования и воспитания, полагая: если в школе не научишься самостоятельно творить, то и в жизни будешь только подражать и копировать. Писатель считал, что «ребенок требует изложения живого, сильно действующего на воображение». На театрализованных занятиях, тесно связанных с экспозицией музея, историей и литературой, мы обращаемся к творческому воображению ребенка! Дети становятся участниками увлекательной игры в героев из басен Л.Н. Толстого, пробуют себя в роли учеников яснополянской школы, разыгрывают сценки из сказок и «живые картины» из произведений Л.Н. Толстого и даже сами создают музей… Большое внимание мы уделяем подготовке соответствующих костюмов и реквизита, чтобы  воссоздать атмосферу изучаемой эпохи и сделать общение педагога с детьми более живым и интересным.


выпускной бал


— Какие занятия проходят в музее?

— Программа включает более сорока занятий, рассчитанных на детей разного возраста. Назову несколько из них: «Филипок на уроке», «Сказки Л.Н.Толстого» — для 1 – 2 классов, «День в яснополянской школе», «Театр басен Л.Н.Толстого» — для 3-4 классов, «Повесть «Детство», «Отрочество», «Кавказский пленник» — для 4 – 7 классов, «Любовь и честь» — для 8-9 классов, «Экскурсия-викторина по роману «Война и мир» — для старшеклассников… Почти 30 лет «живет» и до сих пор пользуется огромной популярностью экскурсия «Страницы семейного альбома», на которой мы рассказываем школьникам о детстве Толстого, о воспитании в семье, о семейных традициях и играх. Также мы проводим лекции и экскурсии, посвященные народным праздникам и историческим событиям, отмечаем дни рождения и Новый год, организуем выпускные балы для учащихся 4-х классов («Бал Наташи Ростовой» и «Бал цветов»). Педагоги сами придумывают сценарии занятий. Более 140 сценариев создано старшим научным сотрудником Еленой Бойцовой. Она также является автором программы Детской академии «Муравейные братья».


старший научный сотрудник ГМТ Е.В. Бойцова


— Расскажите, пожалуйста, подробнее об Академии.

— Детская академия «Муравейные братья» была открыта в Государственном музее Л.Н. Толстого в 1991 году Татьяной Романовой, которая возглавляла Академию более десяти лет. Программа Академии рассчитана на три года обучения и ориентирована на детей дошкольного возраста. Основная форма работы педагога с детьми – это интерактивное театрализованное занятие, а основные приемы – игровые. В образовательный процесс включены различные игры: старинные и современные, народные и дворянские… В форме игры, через стихи, считалки и песни, воспитанники Академии изучают французский язык. В программу обучения входят сказки, народные и литературные,  русские и зарубежные, мифы Древней Греции, дети знакомятся с «Азбукой» Л.Н.Толстого, биографией писателя, миром музея, русской историей и культурой. Так как Толстой самостоятельно преподавал ученикам яснополянской школы более десяти предметов, то и мы стараемся двигаться в этом направлении и давать ребятам разносторонние знания.

Для закрепления пройденного материала посещаем тематические музеи: Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковскую галерею, Дом — музей В.М. Васнецова, Национальный музей музыки.  После окончания Детской академии «Муравейные братья» ребята переходят на курс «Зеленая палочка» для детей 2-4 классов, затем – на курс «Новая азбука»… Таким образом, они остаются нашими учениками до 9 класса включительно.

В Академии мы стремимся приобщить ребенка к русской и мировой культуре, пробудить в нем интерес к предшествующим эпохам, научить замечать красоту окружающего мира и размышлять о себе и своем месте в жизни. Важным принципом «Муравейных братьев» является присутствие на занятиях родителей и их активное участие в процессе обучения. Это превращает Академию в семейный клуб и способствует развитию культуры общения внутри семьи!

 

Елена Свининникова

Фото автора