К 195-летию со дня рождения Льва Толстого Государственный музей Л.Н. Толстого знакомит с интересными фактами из его жизни
Лев Толстой, наверное, самая противоречивая фигура в русской классической литературе. Ни о ком журналисты не пишут так много неправды, никто не вызывает такие споры. Поступки и характер Толстого волнуют даже тех, кто не читал его произведений. Одни его демонизируют, другие обожествляют. И сколько бы мы его ни изучали, всякий раз находится что-то новое. Сотрудница Государственного музея Л. Н. Толстого, автор книги «Граф Лев Толстой. Как шутил, кого любил, чем восхищался и что осуждал яснополянский гений» Дарья Еремеева к юбилею писателя делится с нами интересными и малоизвестными фактами о писателе.
Рано потерял родителей, но воскресил их в «Войне и мире» и считал свое детство счастливым
Толстой не помнил матери: Мария Николаевна Толстая умерла, когда Льву не исполнилось еще и двух лет, а отец ушел из жизни, когда Левочке было только девять. Отца он помнил, а образ матери восстановил по рассказам знавших ее, по хранящимся в доме принадлежавшим ей вещам, письмам, книгам, нотам дневникам. Обоих своих родителей писатель воскресил в образах Николая Ростова и княжны Марьи в романе-эпопее «Война и мир». Несмотря на то, что дети Толстые рано осиротели, Лев Николаевич всегда вспоминал о детстве, как о «счастливой, невозвратимой поре». Ему повезло родиться в дружной семье, где все заботились о нем и любили его, а более остальных ‒ его обожаемая «тётинька» Татьяна Александровна Ёргольская, полностью посвятившая жизнь воспитанию сирот Толстых и заменившая им мать.
Л.Н. Толстой и крестьянские дети. 1905 г. Ясная Поляна. Фотография П.И. Бирюкова 19,0 х 14,6
Отрицал чудеса, но верил в свое счастливое число
Евангелие было главной книгой в жизни Льва Толстого, но, полностью принимая нравственное учение Христа, писатель не верил в евангельские чудеса. Тем не менее, писатель всю жизнь верил в «свое» число 28 ‒ по старому стилю он родился 28.08.1828. (Кстати, если из этой даты убрать два крайних 28, а средние числа 08 и 18 сложить, то получится 26, то есть в сумме снова восьмерка). Многие важные события жизни Толстого были связаны с числом 28, хотя и не всегда счастливые. В письме своей вышеупомянутой тетке Т. А. Ёргольской он пишет: «27-го в Севастополе произошло большое и главное дело. Я имел счастье и несчастье прибыть в город как раз в день штурма; так что я присутствовал при этом и даже принял некоторое участие как доброволец. Не пугайтесь: я почти не подвергался никакой опасности. 28-е, день моего рождения, второй раз в моей жизни было для меня памятным и печальным днем: в первый раз, 18 лет тому назад, это была смерть тетушки Александры Ильиничны; теперь — потеря Севастополя. Я плакал, когда увидел город объятым пламенем и французские знамена на наших бастионах; и вообще во многих отношениях это был день очень печальный».
Можно перечислить еще немало событий жизни Толстого, совпавших с 28 числом, но упомянем только, что 28 октября (10 ноября) 1910 года писатель ушел из Ясной Поляны, а через десять дней умер в возрасте 82 лет ‒ 28 наоборот.
Толстой ‒ лесовод
У молодого Толстого был «проект заселения России лесами», о чем писал П. В. Анненков Тургеневу и получил от него такой ответ: «Удивили вы меня известием о лесных затеях Толстого! Вот человек! С отличными ногами непременно хочет ходить на голове. Он недавно писал Боткину письмо, в котором говорит: «Я очень рад, что не послушался Тургенева, не сделался только литератором». Сохранение природы всегда волновало Толстого, он сажал деревья, очень любил пчел, лошадей, собак. Много лет он любил охоту, но после «духовного перелома», случившегося в начале восьмидесятых, он перестал охотиться, дойдя в своей жалости ко всему живому до того, что порой, заметив в кабинете мышку в мышеловке, отрывался от работы, спускался со второго этажа, выходил в сад и выпускал ее на волю.
Въезд в усадьбу Л.Н. Толстого. 1908 г. Ясная Поляна. Фотография К.К. Буллы. Фотобумага ч/б, картон 21,1х29,8 (картон).
Поднимал одной рукой пять пудов
Многие из знавших Льва Толстого отмечали его физическую силу. Он и сам прикладывал к этому усилия, занимался на турнике и с гантелями, много ездил верхом. Софья Андреевна в книге «Моя жизнь» вспоминала: «Помню раз, мы были очень веселы и в игривом настроении. Я все говорила одну и ту же глупость: «Когда я буду Государыней, я сделаю то-то» <...> Я села в кабриолет и кричу: «Когда я буду Государыней, я буду кататься в таких кабриолетах». Лев Николаевич схватил оглобли и вместо лошади рысью повез меня, говоря: «Вот я буду катать свою Государыню». Какой он был сильный и здоровый, доказывает этот эпизод». Евгений Попов – близкий Толстому по взглядам человек, педагог и переводчик, однажды сопровождал писателя в пешем походе из Москвы в Ясную Поляну. Он вспоминал: «Кажется, на пятые сутки мы были в Туле. Мы пошли в дом вице-губернатора Свербеева, с которым Лев Николаевич был хорошо знаком. <…> Утром, когда мы встали, Лев Николаевич заметил под кроватью огромные чугунные гимнастические гири, взял и хотел делать упражнения. Я испугался, что это будет вредно ему в его года, и запротестовал. Он положил гири, но сказал:
— Что ж, ведь я, знаете, подымал одной рукой пять пудов». (Здесь Толстой имеет в виду, вероятно, старую меру пуда (до 1899 г.. Тогда 5 пудов равнялись 82 кг. Д.Е.)
Стал убежденным пацифистом, но сдача Порт-Артура огорчила его до слез
После своего духовного перелома Толстой стал убежденным пацифистом, однако, признался в дневнике от 31 декабря 1904 г, что во время Русско-Японской войны: «Сдача Порт-Артура огорчила меня, мне больно. Это патриотизм. Я воспитан в нём и не свободен от него так же, как не свободен от эгоизма личного, от эгоизма семейного, даже аристократического, и от патриотизма». Эту же мысль он повторяет в феврале 1905 г. в интервью испанскому журналисту Л. Мороту: «Совершенного человека ещё нет. Я, говорящий вам против войны, на которую я смотрю, как на ужасное бедствие, я почти рыдал при известии о сдаче Порт-Артура…»
Не изменили друг другу даже пожатием руки
В современной прессе часто появляются намеки на безудержный мужской темперамент писателя и его неверность. Во-первых, Толстой женился в 34 года, будучи уже вполне взрослым и опытным человеком. С женой они прожили 48 лет. Дом их был всегда на виду, открыт для родственников и друзей, а после смерти писателя на протяжении многих лет появлялись воспоминания о Толстом, написанные теми, кто хоть день или два провел в Ясной или в усадьбе в Хамовниках. Ни от одного из посетителей дома Толстых (а ведь среди них были не только дружественно настроенные) ни разу не появилось каких-либо обличающих Льва Толстого свидетельств. Супруги были предельно искренними друг с другом, читали дневники и письма друг друга, не делая секрета из переписки. Софья Андреевна в воспоминаниях уверяла, что они не изменили друг другу «даже пожатием руки».
Л. Н. Толстой в кругу семьи. 1884 г. Ясная Поляна. Фотография С. С. Абамелека-Лазарева. Слева направо стоят: Татьяна и Лёва; сидят в центре: Л. Н. Толстой с Андрюшей и Мишей; Сергей и С. А. Толстая с Алёшей на коленях; на земле сидят Илья и Мария. 10,3 х 16,0 (фотография). 10,8 х 16,6 (бланк).
Помогал спасти тысячи крестьян от голодной смерти
Во время неурожаев и недорода, вызвавших в 1891–1893 годах голод в нескольких губерниях России, Толстой вместе со своими родными и единомышленниками собирал средства, объезжал голодные деревни Тульской и Рязанской губерний, открывал бесплатные столовые. В своем «Отчете об употреблении пожертвованных денег за лето 1892 г.» он пишет, что «всего столовых было 246 и кормилось в них между 10-ю и 13-ю тысячами человек».
Л.Н. Толстой и крестьянские дети. 1908 г. Ясная Поляна. Фотография П.А. Сергеенко 11,7 х 16,4
Вытащил за волосы Ламброзо из реки
«Как-то летом явился в Ясную Поляну знаменитый итальянский ученый Ломброзо, -- писал Лев Львович, сын Толстого, ‒ Писатель такого порядка мало интересовал Льва Николаевича, хотя он, может быть, и просмотрел когда-нибудь книгу «Гений и помешательство» («Гениальность и помешательство» – прим.Д.Е.). Но, как всегда радушный хозяин, отец хорошо принял итальянца, беседовал с ним и водил гулять. Так как было жарко, они пошли вместе купаться на речку Воронку. Из купальни отец, как всегда, поплыл в открытую реку. Ломброзо, маленький, седой старичок с густыми волосами, юркнул за ним в отверстие, ведущее в реку. Но так как в купальне был пол, а в реке было уже глубже, Ломброзо, не зная плавать, стал тонуть. Тогда Лев Николаевич схватил его за волосы и притащил обратно в купальню».
Качался на качелях с Тургеневым
В Ясной Поляне летом 1881 года дочь Толстого Татьяна Львовна увидела замечательную сценку: «Утро. Я прихожу под липы перед домом пить кофе и застаю следующее: на длинной доске, положенной середкой на большую чурку, прыгают с одной стороны мой отец, а с другой — Тургенев. При каждом прыжке доска перевешивается и подбрасывает кверху стоящего на противоположном конце. То взлетает отец, то Тургенев. Взлетевший попадает опять ногами на доску, чем ее перевешивает. Тогда взлетает стоявший на противоположной стороне, и т. д. Тургенев носил, из-за своей подагры, огромные башмаки с очень широкими носками. При каждом прыжке эти поставленные рядом две огромные ноги ударяются о доску, и встряхиваются прекрасные белые кудри. До сих пор ясно вижу перед глазами эти две характерные фигуры, увлеченные детской забавой».
Отлучение Толстого было не отлучением, а свидетельством отпадения
Письмо Определение Синода о Льве Толстом 1901 года принято называть отлучением, но в письме-постановлении, которое было направлено Синодом, нет слова «анафема», а есть слово «отпадение». «Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины. Молим ти ся милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй, и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь».
Настоящая церковная анафема предполагает запрет на участия в таинствах, а Толстому перед смертью был направлен в Астапово старец из Оптиной пустыни на случай, если писатель захочет приобщиться Святых тайн.
Дьяволы Толстого
Все мы знаем роман «Бесы» Достоевского, но мало кто знает, что у Толстого есть сатирическое произведение, где во множестве действуют дьяволы, причем, есть среди них даже «дьявол благотворительности» и «дьявол путей сообщения». Произведение называется «Разрушение ада и восстановление его». Здесь Толстой наиболее полно выразил свое отношение ко всему, что мешает «духовному прогрессу» человечества и естественной, гармоничной жизни людей… Приведем небольшой отрывок:
«— Говорите порознь и коротко, — закричал Вельзевул. — Ты, — обратился он к дьяволу технических усовершенствований. — Что ты делаешь?
— Я внушаю людям, что чем больше они сделают вещей и чем скорее они будут делать их, тем это будет для них лучше. И люди, губя свои жизни для произведения вещей, делают их всё больше и больше, несмотря на то, что вещи эти не нужны тем, которые заставляют их делать, и недоступны тем, которые их делают. <…>
— И это хорошо. Ты? — обратился Вельзевул к дьяволу путей сообщения.
— Я внушаю людям, что для их блага им нужно как можно скорее переезжать с места на место. И люди, вместо того, чтобы улучшать свою жизнь каждому на своих местах, проводят большую часть ее в переездах с места на место и очень гордятся тем, что они в час могут проехать 50 верст и больше. Вельзевул похвалил и этого.
Выступил дьявол книгопечатания. Его дело, как он объяснил, состоит в том, чтобы как можно большему числу людей сообщить все те гадости и глупости, которые делаются и пишутся на свете.
Дьявол искусства объяснил, что он, под видом утешения и возбуждения возвышенных чувств в людях, потворствует их порокам, изображая их в привлекательном виде.
Дьявол медицины объяснил, что их дело состоит в том, чтобы внушать людям, что самое нужное для них дело — это забота о своем теле. А так как забота о своем теле не имеет конца, то люди, заботящиеся с помощью медицины о своем теле, не только забывают о жизни других людей, но и о своей собственной. <…>
Дьявол благотворительности сказал, что он, внушая людям то, что, грабя пудами и давая ограбленным золотниками, они добродетельны и не нуждаются в усовершенствовании, — он делает их недоступными к добру.
Дьявол социализма хвастался тем, что во имя самого высокого общественного устройства жизни людей он возбуждает вражду сословий.
Дьявол феминизма хвастался тем, что для еще более усовершенствованного устройства жизни он, кроме вражды сословий, возбуждает еще и вражду между полами.
— Я — комфорта, я — моды! — кричали и пищали еще другие дьяволы, подползая к Вельзевулу».
Истинно существует только Бог
Перед смертью, в Астапове, Толстой диктовал дочери Александре свои последние мысли: «Бог есть то неограниченное Все, чего человек сознает себя ограниченной частью. Истинно существует только Бог. Человек есть проявление Его в веществе, времени и пространстве. Чем больше проявление Бога в человеке (жизнь) соединяется с проявлением (жизнями) других существ, тем больше он существует. Соединение этой своей жизни с жизнями других существ совершается любовью. Бог не есть любовь, но чем больше любви, тем больше человек проявляет Бога, тем больше истинно существует. Бога мы познаем только через сознание Его проявления в нас. Все выводы из этого сознания и руководство жизни, основанное на нем, всегда вполне удовлетворяют человека и в познании самого Бога и в руководстве в своей жизни, основанном на этом сознании».
Самыми же последними словами Толстого перед смертью были: «Истина... Я люблю много... как они...»