«Кнут и пряник. Как любить ребенка?» Новая выставка открывается в Толстовском центре на Пятницкой
Лев Толстой не только великий писатель, философ, публицист – но и педагог. Его педагогика – это смелый поиск нового содержания образования, новых форм и методов работы с детьми. Созданная им школа для крестьянских детей выдает в нем новатора, творческие открытия которого актуальны и сегодня.
В своих педагогических статьях Толстой открывал дискуссии о развитии творческого мышления и нравственного сознания детей, об опыте и свободе, о наказании и ненасилии, об индивидуальности каждого ребенка, о жизни в соответствии с нравственным законом, о совершенствовании, о любви как основе жизни, объединяющей человечество. Эти темы Толстой раскрывал всю свою жизнь, развивая идеи, найденные им в Яснополянской школе – своеобразной творческой лаборатории, работа которой была посвящена определению пути развития человека и человечества.
Предметом заботы писателя всегда была народная школа. Более 20 школ он открыл во время работы в должности мирового посредника. Студентам, приглашенным Толстым в качестве учителей, писатель помогал составлять учебные планы, оказывал им идейную и материальную поддержку.
Интересен семейный опыт Толстого. Род Толстых – старинный, мощный, разветвленный. Из поколения в поколение в семье передавались традиции воспитания, образования. Мать Толстого – М.Н. Толстая – вела педагогический дневник, наполненный интереснейшими наблюдениями за жизнью ребенка. Культуру чувств, умение переживать и выражать словом оттенки человеческих взаимоотношений ей удалось передать своим детям.
Как воспитать Льва Толстого? Этот вопрос волнует многих родителей. В чем секрет развития творческих способностей? Как рождается талант? Как распознать способности своего ребенка и помочь их свободному раскрытию? Как научить детей чистоте нравственного чувства, любви, состраданию, смелости и независимости мысли, умению радоваться жизни, жалеть и любить все живое, хранить семейные ценности? Как рождаются традиции совместных прогулок, музицирования, вечернего чтения? Как сделать так, чтобы наказание не разрушало, не уничтожало искренние чувства? И надо ли вообще наказывать? На все эти вопросы искали и находили ответы в семье Толстых.
К обсуждению всех этих вопросов музей Л.Н. Толстого приглашает и посетителей выставки в Толстовском центре на Пятницкой. Формат проведения выставки предполагает работу дискуссионной площадки, на которой педагоги, психологи, родители и дети смогут обменяться мнениями по поводу воспитательных и образовательных проблем и вопросов, стоящих сегодня перед современным обществом.
Название выставки – «Кнут и пряник» (калька с немецкого, на языке оригинала «Peitsche und Zuckerbrot», «плеть и пряник») – предлагает сосредоточиться на ряде вопросов, неизбежно возникающих при дискуссии о поощрении и наказании детей. Вопрос «кнута и пряника» – животрепещущий вопрос для каждой современной семьи, особенно молодой. Нужно ли вообще наказывать детей? Как и чем их поощрять? Как к поощрению и наказанию относились воспитатели и педагоги прошлого, какие традиции обращения с детьми были приняты в семье Толстых? Такая постановка темы позволит детально рассмотреть ее, обратиться к опыту каждого заинтересованного посетителя и вызвать живое обсуждение.
С 3 января 2020 года доступен аудиогид по выставке. Стоимость: 200 р. без залога.
К выставке мы подготовили серию публичных дискуссий.
Public talks проведут праправнучка Льва Толстого, режиссер и журналист Фекла Толстая и лидер Лиги современных родителей Нина Добрынченко-Матусевич.
Двор. Public talk «Выходи во двор!»
В советское время двор был и школой, и ближайшим кругом друзей. Все постигалось во дворе, вся жизнь узнавалась и складывалась в нем. Теперь дворов нет, а если и есть, то дети гуляют в них под строжайшим присмотром родителей, бабушек, нянек.
Что современным детям заменяет двор? Можно ли его восстановить? И нужно ли…
Дом. Public Talk
Домашнее обучение – это все больше про детей, которые не ходят в школу. А ведь на самом деле образование в семье – это совместный досуг, игры, традиции. Давайте обсудим, какие были традиции домашнего воспитания в толстовскую эпоху и какие сейчас? Как современные родители проводят время с детьми, в кругу семьи, что практикуют? Какая роль домашнего воспитания и образования в современном мире?
Школа. Public Talk
Что такое сегодня школа? Место, где готовят к ЕГЭ? Или все-таки к жизни? Зачем современному ребенку вообще ходить в школу, когда так много образовательных возможностей вокруг? Учитель и родитель меняются ролями – это источник конфликта или взаимодействия?
Следите за расписанием на сайте музея и в социальных сетях.
Мы благодарны за готовность стать партнерами Московскую школу управления «Сколково», журнал «Домашний очаг», медиа «Вести образования» и МЕЛ.фм.
Дополнительная информация и аккредитация: andrei.muchnik@gmail.com