«В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?». 1882–1884

В трактате «В чем моя вера?» Толстой впервые дал полное изложение своих философско-религиозных и общественных взглядов последних пяти лет, когда он поверил в учение Христа и «испытал радость и счастье жизни, не нарушаемые смертью». Он стремился в своем сочинении («писании») «выразить свое исповедание» (Т. 63, с. 167), убежденный, что волнующие его вопросы разделяют с ним и многие другие: «Это мысли и чувства не мои, а общие всем людям, ищущим Бога» (Т. 63, с. 165).

И запись в Дневнике 19 мая 1884 г.: «Я так твердо уверен в том, что то, что для меня истина, есть истина для всех людей» (Т. 49, с. 60). И обретение истинной веры приводит Толстого к страстному стремлению распространять ее, подобно первым апостолам, передавать ее жаждущим Бога.

Толстой в проповеди видит смысл, главное дело своей жизни. В письмах его звучат важные признания: «Я <...> живу только тем, что надеюсь <...> передать свою веру другим» (Т. 85, с. 76). И еще: «Одно средство жить радостно – это быть апостолом. Не в том смысле только, чтобы ходить и говорить языком, а в том, чтобы и руками, и ногами, и брюхом, и боками, и языком между прочим служить истине (в той мере, в какой я знаю ее) и распространению ее – вселению ее в других...» (Т. 63, с. 194). Размышление об этом в одном из писем Толстого: «Мне часто говорят: пишите художественное и т. д. Я всей душой бы рад, и кажется, что есть, что; да кто же напишет то, что я теперь пишу? Пусть кто-нибудь снимет с меня это дело или покажет мне, что оно не нужно, или сделает его – в ножки поклонюсь».

Началом трактата послужили незавершенные толстовские автобиографические «Записки христианина»; затем замысел «статьи по религиозному вопросу» превратился в философско-религиозный трактат, составивший последнюю, четвертую часть «большого сочинения»: «Исповедь», «Исследование догматического богословия», Соединение и перевод четырех Евангелий». Главная цель книги Толстого – рассказать, как открылся ему истинный духовный смысл христианского учения; в центре его внимания – Нагорная проповедь Христа.

Толстой излагает сущность евангельских заповедей и каж-дую обосновывает переводом греческого текста Евангелия.

Особенное значение Толстой придавал Заключению, составившему две последние главы книги. Последняя из них первоначально называлась энергично: «В чем же моя вера?».

Заповеди Христа, по мнению Толстого, «ясные, определенные, важные и исполнимые», они «исключают всякое зло из жизни людей». «Исполняй все люди учение Христа, и было бы Царство Бога на земле; исполняй я один – я сделаю самое лучшее для всех и для себя. Без исполнения учения Христа нет спасения». Толстой определяет отношение христианина к насилию, к преследованиям правительства, к революционной борьбе. Существующий общественный строй основан, по мнению Толстого, на «людском сцеплении», построенном на лжи и обмане. Единственный путь – люди, просвещенные истиной, учением о непротивлении злу злом, т. е. «пассивным сопротивлением», способны изменить этот строй.

Толстой предполагал напечатать трактат в журнале «Русская мысль» по настойчивой просьбе издателя В. М. Лаврова и редактора С. Юрьева. В сентябре 1883 г. рукопись была сдана в журнал, и был выработан план публикации: напечатать ее без цензуры, «цензура не пропустит и уничтожит статью, но несколько экземпляров будет утаено», с них будут делаться копии, и работа Толстого получит таким образом широкое распространение*. Действительно, множество экземпляров запрещенной цензурой книги разошлось по стране: об этом свидетельствовал «сам Феоктистов и В. М. Юзефович, состоявший тогда членом Главного управления по делам печати». Но из-за большого объема книги планы изменились: напечатали в отдельном издании только 50 экземпляров по 25 руб. за экземпляр, в надежде получить разрешение цензуры.

Цензура светская передала ее в цензуру духовную, и архимандрит Амфилохий, председатель цензурного комитета, сказал, по сведениям С. А. Толстой, что «в этой книге столько высоких истин, что нельзя не признать их, и что он с своей стороны не видит причины не пропустить ее. Но я думаю, что Победоносцев со своей бестактностью и педантизмом опять запретит».

19 февраля Толстой сообщал: «Книга моя вышла и запрещена, но не сожжена, а увезена в Петербург, где, сколько мне известно, те, которые запретили ее, разбирают ее по экземплярам и читают. И то хорошо»**. Как «Исповедь» и религиозно-философские произведения 1880-х гг., трактат распространялся в рукописных, гектографированных и литографированных копиях.

Впервые «В чем моя вера?» вышла в свет в 1885 г. в переводе Л. Д. Урусова в Париже под заглавием «Ma religion», в немецком и в английском переводе – в книге под общим заглавием «Христианство Христа».

В России напечатана лишь часть десятой главы «В чем счастье?» в журнале «Русское богатство» (1886, № 1), но книга обильно цитировалась в русской прессе, особенно в церковных изданиях для опровержения «толстовского лжеучения»***.

Полностью «В чем моя вера?» появилась в Женеве в издании М. Элпидина в 1886 г., затем в Берлине в 1902 г. в издании Гуго Штейница, и в том же году – «Свободного слова» (Christchurch), в седьмом томе «Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, запрещенных в России». В России в журнале «Всемирный вестник» (1906, № 2) и в отд. изданиях «Всемирного вестника» и «Посредника».

ПСС, т. 23.


* См.: Русанов Г. А. Поездка в Ясную Поляну (24-25 августа 1883 г.). – М., Толстовский ежегодник 1912 г.
** Н. Н. Бахметьев, бывший тогда заведующим делами редакции «Русской мысли», передал подробности: «В Петербурге очень скоро узнали о печатании нового произведения графа Толстого, и оттуда пришло распоряжение обязать типографию передать все экземпляры <...> в Главное управление по делам печати. В Петербурге книга передана была в духовную цензуру, ею, конечно, запрещена, и Главному управлению по делам печати оставалось только сжечь ее. Но именно этого-то и не случилось. Все экземпляры без исключения уцелели и теперь находятся в целости и невредимости в частных библиотеках».
*** См. статьи: Гусев А. Исповедь графа Л. Н. Толстого и его мнимоновая вера // Православное обозрение. – 1886. – №№ 1-6, 8, 10;
1889. – №№ 10–12, и 1890, №№ 1, 2, 4; и отдельно: М., 1890; Орфано А. В чем должна заключаться истинная вера каждого человека // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1887. – Ч. 1; и отдельно: М., 1890; Карышев П. А. Православно-христианский взгляд на основания, принятые гр. Л. Н. Толстым для своего лжеучения, изложенного в сочинении: «В чем моя вера?». – М., 1891.