«О ШЕКСПИРЕ И ДРАМЕ». 1906

Литературно-критический очерк «О Шекспире о драме» создавался через пять лет после опубликования трактата «Что такое искусство?». Толстой вновь возвращается к важнейшим вопросам о сущности искусства, определяет нравственные задачи искусства, решая их на основе творчества Шекспира.

Над статьей Толстой работал с сентября 1903 г. до января 1904 г. Поводом к написанию статьи послужила присланная английским писателем и общественным деятелем Э. Кросби работа «Отношение Шекспира к рабочему классу» с просьбой написать предисловие к книге «Шекспир и рабочий класс», ибо, как он признавался, «вступительное ваше слово <...> обеспечило бы ей широкое распространение в Англии».

Задуманное краткое предисловие к работе Кросби постепенно разрослось. Толстой признавался в письме к Черткову: «Занят теперь очень неожиданной работой <...> Мне хотелось высказать мое много раз и очень добросовестно проверенное впечатление о Шекспире, совершенно противоположное установившемуся» (Т. 88, с. 309). Трактат Толстого так и начинается словами: «Статья Кросби <...> навела меня на мысль высказать и мое, давно установившееся мнение о произведениях Шекспира» (Т. 35, с. 216).

Это не отвлеченно-эстетическое исследование; литературная полемика превращалась в злободневный спор «об отношении к рабочему классу» в преддверии первой русской революции.

В переписке Толстого и Э. Кросби разговор о Шекспире переплетается с обсуждением новостей политической жизни мира и событий революции 1905 г. В одном из писем Кросби благодарит за предисловие к своей брошюре и далее: «Рад был узнать, что Вы ожидаете важных последствий от теперешней революции. Какое счастье, что Вы – наш современник». Диалог писателей переходил от вопросов эстетики и этики к политике.

Статья была направлена и против тех, кто содействует «гипнозу» восхваления; Толстой выразил свое отношение к подобным явлениям в трактате «Что такое искусство?».

Когда «наука и искусство служат только небольшой кучке счастливцев», – неоднократно утверждал писатель, – тогда произведения классиков являются «кондитерским пирожным среди голодающих». Но в том случае, «когда общественная жизнь построена на любовных, братских началах и наука и искусство служат всем людям одинаково, тогда имеют полное право на существование и картины Репина, и философский журнал Грота, и романы Толстого».

Рукописи, относящиеся к статье, составляют более тысячи листов. Законченную в январе 1904 г. статью из-за резко полемического характера Толстой не намеревался печатать при жизни, но все же в конце 1906 г. опубликовал ее.

Статья Толстого печаталась отдельными главами в газете «Русское слово» (1906, №№ 277-282 от 12, 14-18, 23 ноября), где заранее было объявлено о ее публикации. Право публикации статьи В. Г. Чертков передал издателю газеты И. Д. Сытину.

И. И. Горбунов-Посадов просил Толстого «дать ему печатать Шекспира» в «Посреднике»; также разрешения опубликовать эту статью в журнале «Научное слово» просил и его редактор профессор физики Московского университета Н. А. Умов, но Толстой ответил ему, что статья «совершенно не подходит к задачам вашего журнала» (Т. 75, с. 62).

В «Русских ведомостях» (1907, № 18 от 24 января) была опубликована «огорчившая» писателя заметка «Шекспир, Толстой и Метерлинк», в которой были изложены полемические суждения о статье Толстого.

В 1907 г. отд. издание на русском языке (изд. т-ва И. Д. Сытина) и на английском (вместе со ст. Э. Кросби «Шекспир и рабочий класс») в «Свободном слове» (Лондон).

ПСС, т. 35.