«РЕЛИГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ». 1893

В письме, разросшемся до статьи, Толстой затронул самые глубокие основы своего миросозерцания и ответил на самые важные для него вопросы, поставленные в письме профессором философии Берлинского университета Георгом фон Гижицким, основавшим «Этическое общество» и журнал «Für Ethische Kultur». «Вы спрашивали меня: 1) что я понимаю под словом “религия” и 2) считаю ли я возможной нравственность, независимую от религии, как я понимаю ее? Постараюсь по мере своих сил наилучшим образом ответить на эти в высшей степени важные и прекрасно поставленные вопросы».

Ответ занял несколько месяцев: «Я имел намерение немедленно ответить на ваше достойное письмо. Но так хорошо поставленные вами вопросы представляют для меня такой глубокий интерес, что я старался ответить насколько возможно обстоятельно, что отняло у меня больше времени, чем я думал, так что я только теперь покончил с моим ответом. Ответ, статью приблизительно в один печатный лист, я написал по-русски и теперь дам ее перевести на немецкий язык. Как только перевод будет окончен, я пошлю его вам, если вы этого пожелаете, для того чтобы он появился в вашем журнале, если вы этого пожелаете и найдете стоящим труда» (Т. 66, с. 401).

«Человек без религии, т. е. без какого-либо отношения к миру, – утверждает писатель, – так же невозможен, как человек без сердца. Он может не знать, что у него есть религия, как может человек не знать того, что у него есть сердце; но как без религии, так и без сердца человек не может существовать». «Для того чтобы человеку познать свое отношение к окружающему его миру или началу его <…> нужны только хоть временное отречение от суеты мира, сознание своего материального ничтожества и правдивость, встречающиеся чаще, как это и сказано в Евангелии, в детях и самых простых, малоученых людях».

Толстой отвечает на вопрос о сущности религии, о христианстве: «Всякий человек, когда-либо, хотя бы в детстве, испытавший религиозное чувство, по своему личному опыту знает, что чувство это всегда вызываемо было в нем не внешними страшными вещественными явлениями, а внутренним, не имеющим ничего общего с страхом перед непонятными силами природы сознанием своего ничтожества, одиночества и своей греховности <...> Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру?». Христианское отношение к миру «состоит в том, что значение жизни признается человеком уже не в достижении своей личной цели или цели какой-либо совокупности людей, а только в служении той воле, которая произвела его и весь мир для достижения не своих целей, а целей этой воли».

«Нравственность не может быть независима от религии, – утверждает писатель. – Если религия есть установленное отношение человека к миру, определяющее смысл его жизни, то нравственность есть указание и разъяснение той деятельности человека, которая сама собой вытекает из того или другого отношения человека к миру...».

Статья напечатана в журнале «Северный вестник» (1895, № 1) (скачать номер журнала) с большими цензурными пропусками, искажениями, с заглавием: «Противоречия эмпирической нравственности». Отдельное издание запрещено циркуляром Главного управления по делам печати и впервые вышло в «Посреднике» в 1908 г. (текст журнальный) под заглавием «Религия и нравственность». В переводе С. Ю. Бер под заглавием «Religion und Moral» статья напечатана в журнале «Ethische Kultur» дважды: в 1893, №№ 52-53, и в 1894, №№ 1–3. С исправлениями вышло отдельное издание: Graf Leo Tolstoy «Religion und Moral», Antwort auf eine in der «Ethische Kutur» gestellte Frage, Berlin, 1894.

В Англии вышло в переводе В. Г. Черткова и Баттерсби: «Religion and Morality». A Reply to two question put by the Germany Ethical Society («Contempоrary Review», March, 1894).



ПСС, т. 39.