ПИСЬМО «ТИФЛИССКИМ БАРЫШНЯМ». 1886

Это ответ на письмо только что окончивших гимназию девушек из Тифлиса, обратившихся к Толстому с просьбой указать им полезное нужное дело, куда бы они могли «приложить свои знания», вызвавшее многочисленные отклики сочувствия и предложения помощи. Толстой посоветовал им заняться переделкой книг для народного чтения; и его совет, широко растиражированный прессой, вызвал множество откликов, предложений своей помощи. Молодежь с энтузиазмом откликнулась на призыв Толстого; выражая сочувствие к его духовным исканиям, у него искала ответа на вопрос: «Так что же нам делать?».

«Вы спрашиваете дела. Кроме общего всем нам дела – стараться уменьшать те труды, которые употребляются другими на поддержание нашей жизни, сокращая свои требования и делая своими руками, что можешь сделать для себя и для других, – у приобретших знания есть еще дело: поделиться этими знаниями, вернуть их назад тому народу, который воспитал нас. И вот такое дело есть у меня.

Существуют в Москве издатели народных книг, азбук, арифметик, историй, календарей, картин, рассказов. Все это продается в огромных количествах экземпляров независимо от достоинства содержания, а только потому, что пpиучены покупатели и есть искусные продавцы. Один из этих издателей, Сытин, мне знакомый хороший человек, желающий сколь возможно улучшить содержание этих книг.

Дело же, предлагаемое мною вам, следующее: взять одну или несколько из этих книг – азбуку ли, календарь, роман ли (особенно нужна работа над повестями – они дурны и их много расходится) – прочесть и исправить, или вовсе переделать. Если вы исправите опечатки, бессмыслицы, там встречающиеся – ошибки и бессмыслицы исторические и географические, то и то будет польза <...> То же и о календарях, азбуках, арифметиках, историях, картинах. Работа, несомненно, полезная.

Степень пользы будет зависеть от той любви, которую вы положите в нее». И подпись: «Ваш Лев Толстой. 17 декабря 1886 года».

Позднее в Тифлис было отправлено несколько книг для переделок и Толстым дан совет: «Независимо от посылаемых книг составить из известных хороших романов Диккенса, Элиота и др., сокращая и опрощая их, небольшие книги для народного чтения» (Т. 64, с. 28-29).

После публикации этого письма Толстого в обществе возникла полемика, касающаяся затронутых писателем проблем. Письмо это было анонимно, но прилагался адрес: «Тифлис, Библиотека Капрелевич, в галерее Арцруни». Позже одна из «тифлисских барышень» писала: «Это было в Тифлисе в сумрачные реакционные восьмидесятые годы. Группа молодых девушек, только что окончивших гимназию, очутилась перед трудным и для многих мучительным вопросом: что делать? Полные сомнений, не зная, чему всецело отдаться, они пытали свои неопытные силы во всех видах доступного в то время общественного труда: работали в народных и воскресных школах, в общественных читальнях, музеях»; и она утверждала, что «письмо Толстого оказало громадное влияние на ход всей дальнейшей жизни писавших».

И позже Толстой вернулся к поднятой молодежью проблеме, написав еще одно Письмо к «тифлисским барышням» (1887, 23 марта).

Со всех концов России стали поступать к Толстому письма с просьбами прислать статей или книг для исправления и переделок (см. напр., письмо гимназиста Н. Н. Рубинштейна, вызванное ответом Толстого «тифлисским барышням»; Т. 64). Многих обращавшихся к нему с просьбой о «деле» Толстой привлекал к деятельности в «Посреднике», предлагая редактирование рукописей. Так «Посредник» стал «первой ласточкой сближения крупной издательской фирмы с интеллигенцией»*.

Представители радикальной прессы подвергли советы Толстого, изложенные в письме, ожесточенным нападкам. Н. В. Шелгунов посвятил этому статью, в которой писал об оскорблении, наносимом Толстым русской интеллигенции, и в частности литератору, и о «покушении на народный ум»: «Для интеллигенции пишут Тургенев, Толстой, Пушкин – ну, а для народа годятся тифлисские барышни», – иронизировал он в «Очерках русской жизни» («Русская мысль», 1887, № 5).

Однако вскоре стало очевидным: призывы Толстого к обществу были услышаны, и прежде всего молодежью, студенчеством. Это их участие в переписи, земледельческие коммуны, яснополянская школа, деятельная помощь в «Посреднике», помощь голодающим.

Впервые опубликовано в «Новом обозрении» (Тифлис, 1887, 12 марта); перепечатано в «Новом времени» 21 марта.

ПСС, т. 63, с. 428-429.


* Сытин И. Д. Страницы пережитого. – М., 1985. – С. 107.