«КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ». 1884

«Китайская мудрость» объединяет три коротких статьи – «Книги Конфуцы», «Великое учение» и «Книга пути истины», созданные Толстым в 1884 г., в связи возрастающим его интересом к китайским религиозно-философским учениям. Интерес к учению Конфуция и Лао-Цзы сохранился на протяжении всей жизни. Считая, что русские люди в первую очередь должны ознакомиться с великими мудрецами древности, Толстой в феврале 1884 года снова приступил к изучению древних китайских философов в европейских переводах, прежде всего Конфуция (551–479 до н. э.). В марте он писал В. Г. Черткову: «Я занят очень китайской мудростью. Очень бы хотелось сообщить вам и всем ту нравственную пользу, которую мне сделали эти книги». Толстой приходит к мысли, что «надо сделать это общим достоянием». Он начал писать изложение учения Конфуция под названием «Китайская мудрость. Книги Конфуцы», присоединив к нему книгу Конфуция «Великое учение» в своем переводе с английского. Основные положения учения Конфуция изложены в этом сочинении в виде семи пунктов, очень близких к учению Толстого. Первое положение гласит: «Великое учение, иначе сказать – мудрость жизни, в том, чтобы раскрыть и поднять то начало света разума, которое мы все получили с неба. Оно состоит в том, чтобы обновить людей; оно состоит в том, чтобы свое последнее назначение полагать в совершенстве, иначе сказать – в совершенном благе». Последние два положения книги «Великое учение» Конфуция говорят о том, что «От царя и до последнего мужика одна обязанность для всех: исполнять и улучшать самого себя, иначе сказать – самоусовершенствование. Это – основание, на котором строится все здание улучшения людей». «Не может того быть, чтобы здание было в порядке, когда основание, на котором оно стоит, в расстройстве».

Изложение учения Конфуция Толстым не было закончено.

В 1904 г. в «Посреднике» вышла книга П. А. Буланже «Жизнь и учение Конфуция» со статьей «Изложение китайского учения», составленной на основе черновых бумаг Толстого. В 1910 г. опубликована брошюра «Изречения китайского мудреца Лао-Тзе, избранные Л. Н. Толстым». 64 изречения предварялись небольшой статьей Толстого «О сущности учения Лао-Тзе».

ПСС, т. 25.